Между отцами и
детьми выситься стена
робости ,стыда ,непонимания
,уязвленной
нежности ,Чтобы эта стена не
выросла,
требуются усилия ,на которые еле хвата-
ет человеческой жизни ,Но дети
родятся
у нас в ту пору ,когда мы еще
переполнены
собой ,сжигаемы честолюбием и от
детей
просим не столько доверия ,сколько
покоя.
Отцов отделяют от детей их
собственные
страсти .Если ты помнишь о своих грехах,
в чем ты смеешь упрекать своего
ребенка?
Одна Из главных особенностей подросткового и раннего
юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со
взрослыми.
"Мы и взрослые" -
постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии .Конечно, возрастное
"Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок принимает различие двух миров
- детского и взрослого - и то, что отношения между ними неравноправны, как
нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то
"посередине", и эта промежуточность положения определяет многие
свойства их психологии, включая и самосознание.
Французские психологи (Б. Заззо, 1969 ) спрашивали детей от 5 до 14
лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или
"средними" ( не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась
эволюция самих эталонов
"роста". Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому
утверждают, что они "большие". Школьный возраст дает ребенку готовый
количественный эталон сравнения - переход из класса в класс; большинство детей
считают себя "средними", с отклонениями преимущественно в сторону
" большого ".С 11 до 12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все
чаще становиться взрослый, "расти" - значит становиться взрослым.
Советские психологи, начиная с
Л. С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового
возраста чувство взрослости .Однако
ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую
заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,
несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает такое
положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость
чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время знает,
что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
Одной из самых важных
потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от
контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных
ими правил и порядков. Как же появляется эта возрастная тенденция ( не
смешивать с отношениями между поколениями!) в отношениях старшеклассников с
наиболее значимыми для них конкретными взрослыми ,которые являются не только
старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества взрослых в
целом, - родителями и учителями?
Из факторов социализации ,рассматриваемых по отдельности
,самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества ,влияние
которой ребенок испытывает раньше всего ,когда он наиболее восприимчив.
Семейные условия ,включая социальное положение ,род занятий ,материальный
уровень и уровень образования родителей
,в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка
воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия
накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет
практически ни одного социального или психологического аспекта поведения
подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем
или прошлом.
Правда ,меняется
характер этой зависимости. Так ,если в прошлом школьная успеваемость ребенка и
продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня
семьи ,то теперь этот фактор менее влиятелен.
продолжение качаем
|