Вторник, 30.04.2024, 4:19:26Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Быстрые новости

Календарь

«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Наш опрос

Наркотики в жизни
Всего ответов: 73
Главная » 2010 » Август » 8 » СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ (часть3)
СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ (часть3)
1:37:32
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
Типовые схемы формирования первого впечатления.
Одним из важных результатов психологических исследований формирования первого впечатления было обнаружение некоторых типовых схем, по которым строится образ другого и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем очень многое может дать для понимания того, как формируется первое впечатление о человеке.
Наиболее часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере – социальной (различный социальный статус), интеллектуальной, неравенство позиций в группе (групповой статус) и т.п. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Если я, болезненный и слабый, хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то я переоценю его по всем параметрам – он в моих глазах одновременно будет и красив, и умен, и добр. Если же для меня главное – эрудиция, образованность, то при встрече с сильным человеком ничего не произойдет, зато при встрече с интеллектуально превосходящим – ошибка будет иметь место.
Психологические эксперименты ясно свидетельствуют о том, что эта схема применяется часто. Обратимся к конкретным исследованиям. В опытах А.А.Бодалева предлагали группе взрослых испытуемых описать человека по фотографии. Перед показом одного и того же фотопортрета одной группе дали понять, что это портрет героя, а другой – что преступника.
В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись описания, данные испытуемыми по фотографии.
Например: Преступник «Этот зверюга что-то хочет понять, умно смотрит и без отрыва. Стандартным бандитским подбородком, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошенная вперед». Или: «Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можно подумать, что до того как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд».
Герой: «Молодой человек лет 25-30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами . Волосы всклочены, небрит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма.». Или: «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная воля и стойкость. Выражение лица гордое».
В другом исследовании П.Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину, которого он назвал «мистер Инглэнд». В одном классе Уилсон представлял «мистера Инглэнда» как студента, во втором – как лаборанта, в третьем – как преподавателя, в четвертом – как доцента, в последнем – как профессора. После того, как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост «мистера Инглэнда» неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса в то время, как рост Уилсона не менялся. Интересно, что разрыв в росте «мистера Инглэнда» от первого до последнего класса поставлял 14-15 см.
Так, можно полагать, что в данном случае схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам, Договоримся в дальнейшем называть такого рода ошибки в общении действием фактора «превосходства».
Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные в «общей эстетической выразительностью человека», т.е. с тем, нравится нам внешне партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что ели человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.
Например, в одном из экспериментов учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников. Перед ними ставилась задача определить уровень интеллекта школьника, отношение его родителей к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение к нему сверстников. Секрет эксперимента был в том, что всем давалось одно и то же личное дело, но к нему прилагались разные фотографии - одна заведомо привлекательная, а другая заведомо непривлекательная. Оказалось, что «привлекательным» детям, при прочих равных условиях, учителя приписывали более высокий интеллект, намерения поступить в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием.
Другой пример. Американский психолог А.Миллер, применив метод экспериментальных оценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и просил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто изображен на фотографиях. Испытуемые оценили и мужчин и женщин, которых эксперты отнесли к наиболее красивым, как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных и более богатых духовно, чем тех, кто был оценен экспертами как некрасивые, и даже чем тех, кто попал в категорию «обыкновенных». Кроме того, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.
Таким образом, получается, что тип ошибки очень напоминает предыдущий: здесь тоже под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Только здесь мы имеем дело с действием фактора «привлекательности» – чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Следующая схема, которую мы рассмотрим, без сомнения, хорошо известна. Неверное, все согласятся, что те люди, которые нас любят(хорошо к нам относятся), кажутся нам значительно лучше тех, кто нас ненавидит (плохо к нам относится). Это проявление действия фактора «отношения к нам», который приводит к изменению оценки качеств людей в зависимости от знака этого отношения.
Показателен в этом плане результат исследования Р.Нисбета и Т.Вильсона. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который в одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили оценить ряд характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными. Оценки преподавателя доброжелательного оказались значительно выше, чем оценки «холодного».
Отсюда мы можем заключить, что положительное отношение к нам действительно порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию (или невниманию) отрицательных, и ,наоборот, - явное отрицательное отношение вызывает устойчивую тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выпячивать отрицательные. Таково действие фактора «отношения к нам».
?
Что такое установка?
Если мы не имеем своего определенного мнения о чем-то, то чаще всего готовы идти в направлении, которое подскажет кто-то другой. Психологи называют это явление установкой. Вспомним типичную ситуацию: учительница «охарактеризовала ученика «умницей», и он в дальнейшем зачастую «обречен» на золотую медаль, а другого «тупицей, хулиганом», и ему придется приложить массу усилий, чтобы не оказаться в колонии для несовершеннолетних. Достаточно нашему другу сказать о ком-то «Он же глуп!», и мы, познакомившись с этим человеком, найдем миллион доказательств его глупости. А столь распространенные раньше рекомендательные письма? Или наши недоброй памяти «характеристики»?
Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию, первая информация оказывается сильнее последующей.
Это «ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ»
Поэтому очень важно при встрече с новым человеком сразу произвести благоприятное впечатление. Кстати, американский психолог Э.Берн советует особое внимание обращать на первые 10 секунд общения, потому что человек еще не знает какую «роль» с нами играть и является тем, кто он есть на самом деле.
Наоборот, о человеке хорошо знакомом интереснее и важнее новая информация. Если мы слышим то, что уже знаем, то зачастую просто не обращаем внимания на сообщение.
Это «ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ»
Если сотрудница, которую иначе, как «синий чулок», никогда не называли, вдруг придет в красивом модном платье – разговоров будет на целую неделю.
Не стоит слишком активно предлагать что-то людям или отстаивать свое мнение в споре: чем больше усилий – тем больше обратный результат, Это так знакомо: некоторые политики всеми доступными способами доказывают, что их курс самый лучший, а народ голосует за их противника.
Это «ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА»
Людям свойственно подсознательно оказывать противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, так как воспринимается оно как покушение на их право свободного выбора.
Вспоминается одна реклама по телевидению: «Вас еще не знают на мировом рынке? Не беда! Зато знают нас! Только у нас вы найдете то, что вам нужно!» Интересно, кто у них после этого что-нибудь купит?
Если что-то нас необычайно волнует, приносит положительные эмоции, мы готовы слепо отвергать любую критику своего идола, - что хорошо известно по влюбленным. Как у Некрасова: «Втемяшится в башку какая блаж, колом ее не вышибешь». В таком случае создается «ЭФФЕКТ ОРЕОЛА».
Он очень опасен: человек начинает нереалистично смотреть на вещи и потом, как гром средь ясного неба, - разочарование. Человек, находящийся под влиянием «эффекта ореола», не должен вести деловые переговоры.
Но если пользоваться им умело, «эффект ореола» может принести большую пользу. Потихоньку создавая хорошую репутацию в глазах друг друга людям, которые тесно связаны между собой: коллегам по работе, друзьям в своей компании и т.д., - мы через некоторое время с удивлением обнаруживаем, что нас окружают только хорошие люди, которые прекрасно ладят между собой и великолепно относятся к нам.
Осторожно: хваля кого-то выборочно, легко нажить себе врагов и прослыть подхалимом.
Интересен и следующий прием, «позаимствованный» у бюрократов. Если в фирме есть два человека, равноценно выполняющих одну и ту же работу, то один принимает клиента, вникает в его проблемы, а потом заявляет, что это сложное дело и с ним может справиться только второй, которому уже создан соответствующий «ореол», и все его слова воспринимаются клиентом значительно весомее. Со следующим посетителем работники меняются местами.
Просмотров: 2254 | Добавил: berezen | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Центр психологической помощи и реабилитации «Березень» |